Кагиров Тимур Абдусаламович, член Союза художников России (2001), Заслуженный художник Республики Дагестан (2004), Народный художник Республики Дагестан (2020), родился 11 июня 1974 года в гор. Махачкале.
Его первое знакомство с живописью произошло, когда он был ребенком, в мастерской дяди, художника Хасбулата Юсупова, живущего в Махачкале. Как вспоминает Тимур: « В мастерской Хасбулата меня интересовало и восхищало все – обстановка интерьера, краски, холсты и даже запахи. Когда родители приходили забирать меня домой, я всячески старался продлить свое пребывание в мастерской как можно дольше».
Тимур Кагиров, обладающим большим природным дарованием, рисовать начал рано. В 80-е годы прошлого века он активно посещает городскую художественную школу в Махачкале. Художественные руководители школы уже тогда отмечали большие способности Тимура.
В 1988 году он стал дипломантом XXI Международной выставки детского рисунка в Германской Демократической Республике.
В 1989 году Тимур поступает в Дагестанское художественное училище имени М.А.Джемала, которое успешно закончил в 1994 году. В училище его наставником и учителем по классу живописи становится замечательный педагог, прекрасный живописец Галина Васильевна Пшеницына (род. 1940 г., член Союза художников России, выпускница ЛХИ им. Репина, гор. Ленинград). Весьма требовательная в работе, она сумела привить Тимуру большой интерес и любовь к такому жанру в изобразительном искусстве, как «портрет». В этот период он много работает. Частые посещения Дагестанского музея изобразительных искусств, штудирование произведений знаменитых русских художников XIX века дают положительные результаты. Им были воспроизведены копии с живописных полотен Ф.А.Рубо «Взятие Гимры» (холст, масло), В.Д.Поленова «Одалиска» (холст, масло), А.Ткачева «Лодка в камышах» (холст, масло).
Еще в 1990 году Тимур Кагиров был удостоен почетной медали «Юный участник ВДНХ» гор. Москва.
С 1995 года Тимур часто выезжает в отдаленные горные районы Дагестана, где с большим интересом изучает традиционную архитектуру и уклад жизни горцев, любуется величественными горными пейзажами. Все это получает свое отражение в многочисленных зарисовках и этюдах. Так, побывав на развалинах древнего Кала - Корейша он пишет этюды с фрагментов михраба мечети XII века.
Его обращение к истории Дагестана получило свое воплощение в написании великолепного портрета Имама Шамиля, экспонировавшегося в 1998 году в Москве и Калуге.
Все последующие году Тимура часто приглашают участвовать на республиканских, зональных и всероссийских выставках в городах Сочи, Краснодар, Ставрополь, Майкоп, Москва.
Большим событием в жизни Тимура Кагирова можно считать приглашение и участие на двух больших выставках в Москве в 2005 году. Это – Международная художественная выставка, посвященная 60-летию Победы (1941-1945 гг.) ЦДХ и «Второй Всероссийский конкурс молодых художников им. П.И Третьякова» в Государственной Третьяковской галерее.
Большую часть в творчестве Тимура занимает пейзажный жанр. В жанре пейзажа его талант живописца раскрылся наиболее полно и широко.
Если в ранних пейзажах прослеживаются живописная мягкость и документальность: «Привал» (холст, масло, 1998 г.), «Мой Дагестан» (холст, масло, 1998 г.), то позже цветовая гамма становится более насыщенной и экспрессивной: «Серебристый день» (холст, масло, 2001г.), «Городской пейзаж» (холст, масло, 2001г.)
Переломный этап в творчестве Тимура Кагирова наступил в 2003 году. Это время становления большого мастера. Тогда же он открывает для себя «цветистость тени» в пейзажной живописи, что позволило ему оживить плоскость холста, заполнив его светом и воздухом. Точнее, художнику удалось трансформировать «цвет» и «свет». Отныне все его живописные полотна излучают этот волшебный, божественный свет, который завораживает, притягивая к себе зрителя: «Харбукский мотив» (холст, масло, 2003г.), «Пурпурный сад» (холст, масло, 2004г.), «В Согратле» (холст, масло, 2004г.), «На кутане» (холст, масло, 2006г.), «Пейзаж с осликами» (холст, масло, 2006г.), «Улочка в Согратле» (холст, масло, 2007г.), «Солнечный день в с.Вихли» (холст, масло, 2007г.).
Особое место в творчестве Тимура Кагирова занимает жанр портрета. Человек всегда был в центре его внимания, объектом глубокого исследования. Владея крепким и виртуозным рисунком, художник не упускает в создаваемом им образе, ни одной, даже маленькой детали. В результате этого он добивается, помимо максимального портретного сходства, передачи глубокого душевного состояния портретируемого.
Создаваемые им образы одухотворены и проникновенны. Тончайшие валеры цвета передают все оттенки душевного состояния, черты характера изображаемого человека: «Горец в тулупе» (х.м., 2011 г.); «Портрет дочери» (рисунок, 2007 г.); «Бабушка» (х.м., 2009 г.); «Горец» (х.м., 2011 г.).
Обилие цветов и фруктов в натюрморте Тимура Кагирова не случайны. Вопреки утвердившемуся переводу этого жанра в изобразительном искусстве, они живы и прекрасны. Это своеобразный гимн художника, подарившего всем на радость созерцания окружающего нас мира – светлого, чистого, многоцветного: «Ирисы» (х.м., 2004 г.); «Натюрморт с гранатами» (х.м., 2011 г.).
Однажды я увидел свет
Объявший изумрудной зеленью долины
Бездонной синевой взлетевший в небеса
В сверкающие снегом облака
И гор вершин в серебряном покрове
Горячей охрой согревая землю
Он яркой бирюзой плетет орнамент
В прекрасном ожерелье из гранат
Он белых рук чудесное творенье
Художника творца по имени
Тимур
Искусствовед А.Г. Адильханов
|